О танго

img

Музыка

Аргентинское танго - это в первую очередь музыка.

Поэтому, если вы хотите научиться танцевать одноименный танец, вам обязательно надо понять и полюбить музыку, под которую он танцуется.

Говоря языком простого обывателя, это музыка ретро. Однако, мы ж не называем ретро классическую музыку, хотя она могла быть написана несколько эпох назад. Так и классику аргентинского танго назвать ретро можно с трудом.

Эту музыку, лиричную, порой трагичную, иногда игривую, исполняли оркестры «золотого века» танго – 30-х-40-х годов прошлого столетия. Эта совсем не шлягерная музыка. Она довольно сложная, танго-оркестры много инструментальны, и это дает невероятный простор для импровизации в танце. Ведь аргентинское танго – это в первую очередь импровизация под музыку.


Аргентинские оркестры «золотого века» (30-е – 40-е годы прошлого столетия), под которые мы танцуем.

Оркестров, игравших аргентинское танго множество. Назовем пятерку самых известных.

Оркестр Хуана Дарьенцо (1900 – 1976)

Ритмичное, энергичное, оптимистичное по настрою танго.

Оркестр Освальдо Пуглиезе (Пульезе) (1905-1995)

Страсть, грусть, рваные ритмы и поразительные по красоте мелодии – все смешалось в этой музыке.

Оркестр Карлоса ди Сарли (1903-1960).

Благодаря мелодизму, основанному на строгой гармонии
танговских ритмов, этот оркестр по праву входит в главную «пятерку» «золотого века».

Оркестр Аннибала Тройло (1914 -1975)

В этой музыке есть всё – и лирика, и взрывные ритмы, и психоделика. Музыка чаще сложная, но тем и интересная как для танца, так и для прослушивания.

Оркестр Освальдо Фреседо ( 1897 —1984)

Нежность, мелодичность, светлая, но не тяжелая грусть, и в результате танго под Фреседо - состояние, близкое к просветлению.

Когда новички начинают танцевать танго и выходят на танцпол, первый вопрос, который они задают – почему нельзя танцевать под современную музыку?

На этот вопрос отвечает Юрий Луговской, основатель и преподаватель нашей школы, а также танго-диджей с многолетним стажем.

Недавно от одного тангеро услышал: «Мне нравится танго, но не нравится музыка».

Я попросил разъяснить. Оказалось, ему нравятся движения танго, объятия, но музыка Золотого века наводит скуку, и он предпочитает танцевать аргентинское танго под альтернативу.

img

«А почему нет?» —говорил он. – Танго можно танцевать под любую музыку, это же импровизация, а тем более если музыкальные доли и размеры совпадают.

И тут он, как человек, окончивший музыкальную школу, начал объяснять мне про «четыре», «восемь», которые можно найти в любом жанре, хоть рок, хоть джаз, хоть многие современные направления.

«Мне нравится русская классическая литература, но я люблю ее на экране, в экранизациях» - такая ассоциация пришла мне, когда он сказал, что нравится танго, но не нравится музыка. Но разве это литература? На экране - кино, другой вид искусства. Танго и музыка = синонимы. Когда мы слышим слово «танго», мы в первую очередь слышим музыку, и если и представляем сразу танец , то именно под эту музыку.

У аргентинского танго есть свой культурный код. Состоящий из экзистенциальных переживаний особого рода. Этот танец называют мужским не только потому, что ведет в нем мужчина. А потому что придумали его мужчины и придумали от тоски по женщинам, близким женщинам, которых они оставили на родине , отправившись на заработки в Буэнос -Айрес, где могли сходиться с в основном только с женщинами «низкой социальной ответственности».

Почитайте переводы большинства танговских песен: несчастная любовь, тоска по родине, тоска по матери. И попытка сублимировать эти чувства в танце. Кстати, никогда не думали о том, какой в московском танго процент составляют люди, переехавшие в столицу из своих родных городов в поисках лучшей жизни? Уж точно больше половины. Коренных москвичей не так много. Однако вернемся к переживаниям и выражениям этих переживаний в песнях и композициях тех , исторических, эмигрантов.

Но сейчас совсем другое время и какое мне дело до их страданий эмигрантов, возразят мне . Есть много замечательной музыки, под которую можно танцевать танго, музыки современной, понятной и доступной. И такой же эмоциональной и волнующей, и чувства под нее можно выразить сильные, и не менее интимные, скажут мне. И это будет танго? - спрошу я. - Конечно.

Да, электронные ритмы в наше время многим доступней, понятней. Так же, как классическая музыка в современной обработке. Или краткий пересказ романов Толстого, Достоевского или Джойса на пяти страницах, чтобы было что ответить на экзамене или в приличном обществе показать, что ты не полный ноль в вопросах культуры. И искусства.

Но это искусство для бедных. Настоящее искусство требует предварительной работы по изучению его предмета. И только тогда оно начинает с тобой говорить. Ты постепенно разгадываешь его тайну, уходишь в глубину и после этого уже не хочется возвращаться на поверхность.

Как начинающий пианист, который сначала играет гаммы, потом самые простые произведения классиков и только через несколько лет серьезной работы - концерты Моцарта , Грига или Бетховена. Для этого требуются годы. И музыка танго сразу всех не принимает. Это ее культурная защита от тех, кто не хочет углубиться в непривычную, незнакомую культуру.

На милонгах Буэнес=Айреса вы не услышите нуэво (исключая специализированные, тематические милонги). На популярной молодежной милонге «Бисиклета» играет только танго времен Золотого века. Аргентинцы, даже самые молодые, сохраняют традицию, танго в его чистом виде. И эта защита, оборона легко объяснима. Если не будет чистого жанра, милонга медленно и постепенно превратится в дискотеку, хотя такого понятия сегодня и нет. Ну ладно, не в дискотеку – в трансовые танцы, контактную импровизацию, контемпорари или еще что-нибудь модное в близком объятии. И не будет уже ни кабесео, ни танд, ни кортин. Уйдет традиция милонги, а вместе с ней погибнет и танго.

Я вспоминаю времена первых своих лет в танго, когда мне нравилось только ноуэво. Я даже преподавателю тогда сказал: я буду специализироваться на нуэво. Он ответил: «Хорошо». – «А почему вы улыбаетесь?» - спросил я . «Поговорим об этом годика через три», - ответил он. Я удивлялся тогда, видя недовольных опытных тангерос , отрицательно реагирующих на альтернативу и нуэво на милонге. А теперь понимаю: классика – она объединяет всех, она для всех. Альтернатива же – дело вкуса. Классика отобрана временем, следуя ей, всегда попадаешь в точку. Это касается не только музыки, но и любого искусства.

Отобрана временем. А времени в жизни у нас не так много. И нам его точно не хватит, чтобы изобрести новое танго. Это все равно будет другой танец. А танго Даренцо, Ди Сарли и Пуглиезе, останется и после нас, и будет говорить «на ты» с тем, кто его полюбит. Пусть не с первого взгляда.

Танец

Итак, аргентинское танго танцуют под аргентинское танго. И никак иначе. По крайней мере, в нашей школе. Это первая его главная особенность, отличающая танго от других танцев. Танго принадлежит к группе так называемых социальных танцев. То есть танцевать его может каждый для себя, для досуга и личного творчества. И танго танцуют в импровизации. Именно эта особенность и делает танго «мужским» танцем. Мужчина здесь ведет, а женщина следует. Мужчина придумывает танец, обыгрывая движения под музыку, ведя своеобразный телесно-чувственный диалог с женщиной, которая отвечает на каждый мужской импульс своим движением.

img

У аргентинского танго довольно низменное происхождение. Танец зародился в портовых кабаках Буэнос-Айреса в начале прошлого столетия. Толпы рабочих из Европы в поисках заработка хлынули в Аргентину. Это были мужчины. В начале прошлого века в Буэнос-Айресе соотношение мужского населения к женскому составляло примерно тридцать к одному. Труженицы портовых борделей уставали до такой степени, что спали в объятиях мужчин, которые под незатейливые мелодии, прижав к себе даму, делали шаги в такт музыки.

Сегодня танго танцуют вполне приличные и образованные женщины, но техника «сонного» тела, тягучие повороты, «вязкая», как ее называют, пластика и очень близкое объятие унаследованы современным танго с тех времен. Танцуя, женщины часто закрывают глаза, чтобы слушать телесные импульсы, которые подает мужчина, и точно их выполнять.

В танго нет ограничений для творчества, стандартов и критериев оценки. Если людям комфортно в объятии, если они соблюдают правила танцпола (не толкают другие пары, четко двигаются по линии танца), значит они все делают правильно, независимо от того, какие фигуры они исполняют. Таким образом, танец каждой пары индивидуален и самобытен. Вообще, танго – не для чужих глаз. Оно для двоих. Мы учим тайнам ведения и следования честно, не допуская имитации. И наши ученики и ученицы пользуются успехом на милонгах Москвы, России и всего мира.

Статьи